Страна: Англия
Стиль: Blues

Дискография
Статьи
Биография:

Эрик Патрик Клаптон родился 30 марта 1945 года недалеко от Лондона. Бросив художественный колледж, взял в руки гитару и уже никогда больше ее не выпускал. А с семнадцати лет начал выступать уже в профессиональных ансамблях. Сначала это - "Алексис Корнерз Блюз Инкорпорейтид", где в 1962 году Клаптона можно было увидеть вместе с Миком Джаггером. Затем - "Рустерз", исполнявший композиции в основном негритянских мастеров блюза: Мадди Уотерса и Вилли Диксона, "Кейзи Джонс энд зе Энджиниэрз" - год спустя. Кстати, в "Рустерз" Эрик играл вместе с Брайаном Джонсом, будущим гитаристом легендарных "Роллинг Стоунз".
Впервые имя Клаптона появилось на обложке пластинки, вышедшей в 1964 году и называвшейся "Файв лив ярдбердз".

Именно тогда он начал по-настоящему серьезно работать в группе "Ярдбердз", куда помимо него вошли: Кейт Рельф (вокал, гармоника), Поль Кэмбелл-Смит (бас гитара), Крис Дрежа (ритм гитара) и Джим МакКарти (ударные). Квинтет исполнял музыку, отличавшуюся от модели ритм-энд-блюза, принятой на вооружение "Роллинг Стоунз", хотя первые синглы и имели определенное сходство с некоторыми композициями уже знаменитой пятерки их соотечественников. Спустя несколько месяцев после выхода в свет упомянутого альбома, Эрик Клаптон записывает свою, ставшую одним из эталонов рока, песню "Для твоей любви" и покидает группу, уступив место лидер-гитариста Джеффу Бэку.

Шел 1965 год. К тому времени Эрик уже достаточно хорошо поднаторел как мастер блюзовой гитары, чему доказательством - его неповторимые соло в композициях "Пять долгих лет" и "Луиза". И поклонники этого жанра не удивились, когда в следующем году увидели имя Клаптона в составе ансамбля Джона Мейолла "Блюзбрейкерз". Квартет выглядел следующим образом: Джон Мейолл (вокал, пианино, орган, гармоника), Эрик Клаптон (гитара), Джон МакВи (бас-гитара) и Хью Флинт (ударные). Для Эрика это был своеобразный университет, где он мог еще больше отточить свое мастерство, что в принципе и сделал. Но записав с ансамблем в 1966 году альбом "Джон Мейоллз Блюзбрейкерз уиз Эрик Клаптон", он покидает ее, чтобы открыть наиболее яркую страницу в своей творческой биографии, вошедшую в историю рок-музыки под названием "Крим".

Просуществовав всего два года (в ноябре 1968-го в Лондоне состоялся последний концерт), это супер-трио буквально потрясло весь музыкальный мир. И как бы ни старались его многочисленные последователи копировать или развивать творческие идеи группы, повторить то, что она сделала, не удалось никому. В "Крим" действительно вошли музыканты экстра класса. Бас-гитарист, пианист, композитор и певец Джек Брюс (Джон Саймон Ашер Брюс, родился в 1943 году) играл, как и Клаптон в свое время, в "Алексис Корнерз Блюз Инкорпорейтид" и "Джон Мейолз Блюзбрейкерз", а также в "Зе Грехэм Бонд Организейшн" и ансамбле Манфреда Мэнна. Как видно, школа более чем хорошая. Ударник Джинджер Бейкер (Питер Эдвард Бейкер, родился в 1939 году) также работал в "Алексис Корнерз Блюз Инкорпорейтид" и "Зе Грехэм Бонд Организейшн". Третьим стал Эрик Клаптон.
Дебютный альбом трио "Фред Крим", вышедший в 1966 году, по мнению критики, получился довольно напыщенным. Все могло скатиться с первых же шагов к чистой коммерции, но этого не произошло, благодаря солидному творческому багажу участников группы. Уже вторая пластинка "Дизраэли Джирз" (1967 год) блестяще это доказала. Такие композиции с нее, как "Саншайн ов йор лав" и "Стрендж Брю", просто завораживали своей мощной и сочной мелодией, доминантой которой была гитара Клаптона, чей, местами похожий на голос, тон Эрик позаимствовал, творчески переработав, у черных блюзовых гитаристов. Кстати, первую упомянутую песню, как и большинство других, вошедших в репертуар группы, сочинил Джек Брюс в соавторстве с поэтом Питом Брауном, и она, как и "Стрендж Брю", сразу же попала в национальный хит-парад.

В 1968 году была выпущен третий по счету и последний "прижизненный" диск группы "Уилз ов Файер". Этот двойной альбом представлял собой смесь концертных и записанных в студии композиций - работу по тем временам новаторскую. И несмотря на восторженные отзывы критики и такой же прием публики, финиш был близок, так как внутренние противоречия между музыкантами обострялись от месяца к месяцу. В прессе все чаще стали появляться различные слухи о скором развале супер-трио, о том, что Клаптон выдохся и устал. Когда в 1969 год вышел в свет альбом под названием "Прощай Крим", занявший в национальном хитпараде Великобритании "Топ Тен" (десять лучших пластинок недели) первое место, все было уже кончено, - Джек Брюс покинул группу, которая автоматически прекратила свое существование. О творчестве "Крим" нужно говорить особо, но то, что этот ансамбль сыграл огромную роль в эволюции рок-музыки, доказав, что она может стать серьезной духовной пищей и для интеллектуалов, а также стоял у колыбели рождавшегося утяжеленного звучания, бесспорно.

Оставшись вдвоем с Джинджером Бейкером, Эрик Клаптон решил не складывать оружия и собрал новый суперсостав, но на этот раз уже под другой вывеской. Так появилась на свет недолго просуществовавшая группа "Блайнд Фейт", куда вошли помимо Клаптона и Бейкера: Рик Греч (бас гитара) и Стив Уинвуд (вокал и клавишные), знаменитый по популярнейшей во второй половине шестидесятых "Тэффик". Квартет дал несколько концертов в Лондоне и Нью-Йорке, выпустил единственный альбом под тем же названием, который занял в хит-параде первое место, и в том же году распался. По-видимому, сама идея рок-звезд, собранных вместе, стала чадить. Да и сам музыкальный материал начал уже где-то повторяться, превращаясь в устойчивый блюз-роковый стандарт.
Расставшись с идеей "Бланд Фейт", Клаптон чуть было не оказался в рядах именитых сешн-музыкантов, тем более, что подобный опыт у него уже имелся. Еще до времен "Крим" он участвовал в записи пластинки американского блюзового певца Сонни Бой Уильямсона, на знаменитом "белом" альбоме "Битлз" 1968 года в песне "Уайл май гитар джентли уипс" звучит его прекрасное гитарное соло. В 1969-ом он участвует в акции Джона Леннона и Йоко Оно под названием "Фестиваль мира в Торонто", еще через год записывает в студии вместе с автором тройной диск Джорджа Харрисона "Ол сингз маст пас", а в 1971-ом вместе с Бобом Диланом, Леоном Расселом, Ринго Старром, Билли Престоном появляется на концерте, посвященном трагической ситуации в Бангладеш, который организует Харрисон. Период творческой нестабильности длился у Клаптона вплоть до 1974 года. За это время он выпустил с группой "Дэрек энд зе Доминоз" альбом "Лейла" (1970); в том же году сольный диск "Эрик Клаптон", куда вошла переработанная им композиция Джей Джей Кэла "Афтер миднайт", ставшая хитом в 1973 году - пластинку "Рейнбоу консерт". В том же году вместе с Элтоном Джоном, Тиной Тернер и группой "Зе Ху" Клаптон участвует в съемках фильма Кэна Рассела "Томми" по одноименной рок-опере этого знаменитого британского квартета.

С появлением в 1974 году альбома "Океанский бульвар 461) в творческой биографии Эрика Клаптона наступает этап стабильности. В записи этой неожиданно цельной и зрелой пластинки приняли участие помимо самого Клаптона: Дик Симз (клавишные), Карл Рэдл (бас гитара), Джордж Терри (гитара) и Джейми Олдейкер (ударные). Она буквально сразу же попала в национальный британский хит-парад, заняв в нем третье место, а композиция с нее "Я застрелил шерифа", из репертуара звезды рэггей Боба Марли, - девятое.
В 1975 году выходят сразу два диска: "В каждой толпе есть кто-то" и уже упоминавшийся в начале статьи - "Эрик Клаптон был здесь". Параллельно Клаптон участвует в записи очередных пластинок своих друзей: Джорджа Харрисона - "Темная лошадка" и Ринго Старра - "Ротагравюра Ринго". Через год он выпускает неплохой альбом "Нет причин плакать", который попадает в хит-парады Европы и Америки. Затем следуют - "Медленная рука" (1977), выпущенный сейчас "Мелодией" в лицензионном варианте; "Бэклис" (1978 г.); "Только одна ночь" (1980); "Еще один билет" (1981); "Отрезки времени" (1982); "Деньги и сигареты" (1983). Кстати, с каждой новой пластинкой число композиций, написанных самим Клаптоном, постоянно растет, хотя многие из них, добротные и выдержанные в законах жанра, нередко повторяют друг друга.

В 1983 году Эрик Клаптон принимает приглашение участвовать вместе с экс-гитаристом "Лед Зеппелин" Джимми Пейджем и своим преемником по "Ярдбердз" гитаристом Джеффом Беком в грандиозном концерте в королевском Альберт Холле в Лондоне. По мнению прессы, посвятившей не одну статью этому событию, он продолжает оставаться одним из лучших рок-гитаристов нашего времени, что подтверждают его очередные работы - альбомы "За солнцем" (1984 год, в записи принял участие Фил Коллинз) и ставший золотым "Август" (1986).
Совершив в 1988 году большую гастрольную поездку по США и Канаде с музыкальным материалом со своего юбилейного диска "Перекрестки" (сборник лучших вещей, посвященных четверти века на рок-сцене), Клаптон вернулся на родину и продолжил работу в студии, которую он не прерывает вот уже много лет.

 

 
Сайт создан в системе uCoz