Эрик Патрик Клаптон родился 30 марта 1945
года недалеко от Лондона. Бросив художественный колледж, взял в руки
гитару и уже никогда больше ее не выпускал. А с семнадцати лет начал
выступать уже в профессиональных ансамблях. Сначала это - "Алексис
Корнерз Блюз Инкорпорейтид", где в 1962 году Клаптона можно было
увидеть вместе с Миком Джаггером. Затем - "Рустерз", исполнявший
композиции в основном негритянских мастеров блюза: Мадди Уотерса и Вилли
Диксона, "Кейзи Джонс энд зе Энджиниэрз" - год спустя. Кстати,
в "Рустерз" Эрик играл вместе с Брайаном Джонсом, будущим
гитаристом легендарных "Роллинг Стоунз".
Впервые имя Клаптона появилось на обложке пластинки, вышедшей в 1964
году и называвшейся "Файв лив ярдбердз".
Именно тогда он начал по-настоящему серьезно работать в группе "Ярдбердз",
куда помимо него вошли: Кейт Рельф (вокал, гармоника), Поль Кэмбелл-Смит
(бас гитара), Крис Дрежа (ритм гитара) и Джим МакКарти (ударные). Квинтет
исполнял музыку, отличавшуюся от модели ритм-энд-блюза, принятой на
вооружение "Роллинг Стоунз", хотя первые синглы и имели определенное
сходство с некоторыми композициями уже знаменитой пятерки их соотечественников.
Спустя несколько месяцев после выхода в свет упомянутого альбома, Эрик
Клаптон записывает свою, ставшую одним из эталонов рока, песню "Для
твоей любви" и покидает группу, уступив место лидер-гитариста Джеффу
Бэку.
Шел 1965 год. К тому времени Эрик уже достаточно хорошо поднаторел
как мастер блюзовой гитары, чему доказательством - его неповторимые
соло в композициях "Пять долгих лет" и "Луиза".
И поклонники этого жанра не удивились, когда в следующем году увидели
имя Клаптона в составе ансамбля Джона Мейолла "Блюзбрейкерз".
Квартет выглядел следующим образом: Джон Мейолл (вокал, пианино, орган,
гармоника), Эрик Клаптон (гитара), Джон МакВи (бас-гитара) и Хью Флинт
(ударные). Для Эрика это был своеобразный университет, где он мог еще
больше отточить свое мастерство, что в принципе и сделал. Но записав
с ансамблем в 1966 году альбом "Джон Мейоллз Блюзбрейкерз уиз Эрик
Клаптон", он покидает ее, чтобы открыть наиболее яркую страницу
в своей творческой биографии, вошедшую в историю рок-музыки под названием
"Крим".
Просуществовав всего два года (в ноябре 1968-го в Лондоне состоялся
последний концерт), это супер-трио буквально потрясло весь музыкальный
мир. И как бы ни старались его многочисленные последователи копировать
или развивать творческие идеи группы, повторить то, что она сделала,
не удалось никому. В "Крим" действительно вошли музыканты
экстра класса. Бас-гитарист, пианист, композитор и певец Джек Брюс (Джон
Саймон Ашер Брюс, родился в 1943 году) играл, как и Клаптон в свое время,
в "Алексис Корнерз Блюз Инкорпорейтид" и "Джон Мейолз
Блюзбрейкерз", а также в "Зе Грехэм Бонд Организейшн"
и ансамбле Манфреда Мэнна. Как видно, школа более чем хорошая. Ударник
Джинджер Бейкер (Питер Эдвард Бейкер, родился в 1939 году) также работал
в "Алексис Корнерз Блюз Инкорпорейтид" и "Зе Грехэм Бонд
Организейшн". Третьим стал Эрик Клаптон.
Дебютный альбом трио "Фред Крим", вышедший в 1966 году, по
мнению критики, получился довольно напыщенным. Все могло скатиться с
первых же шагов к чистой коммерции, но этого не произошло, благодаря
солидному творческому багажу участников группы. Уже вторая пластинка
"Дизраэли Джирз" (1967 год) блестяще это доказала. Такие композиции
с нее, как "Саншайн ов йор лав" и "Стрендж Брю",
просто завораживали своей мощной и сочной мелодией, доминантой которой
была гитара Клаптона, чей, местами похожий на голос, тон Эрик позаимствовал,
творчески переработав, у черных блюзовых гитаристов. Кстати, первую
упомянутую песню, как и большинство других, вошедших в репертуар группы,
сочинил Джек Брюс в соавторстве с поэтом Питом Брауном, и она, как и
"Стрендж Брю", сразу же попала в национальный хит-парад.
В 1968 году была выпущен третий по счету и последний "прижизненный"
диск группы "Уилз ов Файер". Этот двойной альбом представлял
собой смесь концертных и записанных в студии композиций - работу по
тем временам новаторскую. И несмотря на восторженные отзывы критики
и такой же прием публики, финиш был близок, так как внутренние противоречия
между музыкантами обострялись от месяца к месяцу. В прессе все чаще
стали появляться различные слухи о скором развале супер-трио, о том,
что Клаптон выдохся и устал. Когда в 1969 год вышел в свет альбом под
названием "Прощай Крим", занявший в национальном хитпараде
Великобритании "Топ Тен" (десять лучших пластинок недели)
первое место, все было уже кончено, - Джек Брюс покинул группу, которая
автоматически прекратила свое существование. О творчестве "Крим"
нужно говорить особо, но то, что этот ансамбль сыграл огромную роль
в эволюции рок-музыки, доказав, что она может стать серьезной духовной
пищей и для интеллектуалов, а также стоял у колыбели рождавшегося утяжеленного
звучания, бесспорно.
Оставшись вдвоем с Джинджером Бейкером, Эрик Клаптон решил не складывать
оружия и собрал новый суперсостав, но на этот раз уже под другой вывеской.
Так появилась на свет недолго просуществовавшая группа "Блайнд
Фейт", куда вошли помимо Клаптона и Бейкера: Рик Греч (бас гитара)
и Стив Уинвуд (вокал и клавишные), знаменитый по популярнейшей во второй
половине шестидесятых "Тэффик". Квартет дал несколько концертов
в Лондоне и Нью-Йорке, выпустил единственный альбом под тем же названием,
который занял в хит-параде первое место, и в том же году распался. По-видимому,
сама идея рок-звезд, собранных вместе, стала чадить. Да и сам музыкальный
материал начал уже где-то повторяться, превращаясь в устойчивый блюз-роковый
стандарт.
Расставшись с идеей "Бланд Фейт", Клаптон чуть было не оказался
в рядах именитых сешн-музыкантов, тем более, что подобный опыт у него
уже имелся. Еще до времен "Крим" он участвовал в записи пластинки
американского блюзового певца Сонни Бой Уильямсона, на знаменитом "белом"
альбоме "Битлз" 1968 года в песне "Уайл май гитар джентли
уипс" звучит его прекрасное гитарное соло. В 1969-ом он участвует
в акции Джона Леннона и Йоко Оно под названием "Фестиваль мира
в Торонто", еще через год записывает в студии вместе с автором
тройной диск Джорджа Харрисона "Ол сингз маст пас", а в 1971-ом
вместе с Бобом Диланом, Леоном Расселом, Ринго Старром, Билли Престоном
появляется на концерте, посвященном трагической ситуации в Бангладеш,
который организует Харрисон. Период творческой нестабильности длился
у Клаптона вплоть до 1974 года. За это время он выпустил с группой "Дэрек
энд зе Доминоз" альбом "Лейла" (1970); в том же году
сольный диск "Эрик Клаптон", куда вошла переработанная им
композиция Джей Джей Кэла "Афтер миднайт", ставшая хитом в
1973 году - пластинку "Рейнбоу консерт". В том же году вместе
с Элтоном Джоном, Тиной Тернер и группой "Зе Ху" Клаптон участвует
в съемках фильма Кэна Рассела "Томми" по одноименной рок-опере
этого знаменитого британского квартета.
С появлением в 1974 году альбома "Океанский бульвар 461) в творческой
биографии Эрика Клаптона наступает этап стабильности. В записи этой
неожиданно цельной и зрелой пластинки приняли участие помимо самого
Клаптона: Дик Симз (клавишные), Карл Рэдл (бас гитара), Джордж Терри
(гитара) и Джейми Олдейкер (ударные). Она буквально сразу же попала
в национальный британский хит-парад, заняв в нем третье место, а композиция
с нее "Я застрелил шерифа", из репертуара звезды рэггей Боба
Марли, - девятое.
В 1975 году выходят сразу два диска: "В каждой толпе есть кто-то"
и уже упоминавшийся в начале статьи - "Эрик Клаптон был здесь".
Параллельно Клаптон участвует в записи очередных пластинок своих друзей:
Джорджа Харрисона - "Темная лошадка" и Ринго Старра - "Ротагравюра
Ринго". Через год он выпускает неплохой альбом "Нет причин
плакать", который попадает в хит-парады Европы и Америки. Затем
следуют - "Медленная рука" (1977), выпущенный сейчас "Мелодией"
в лицензионном варианте; "Бэклис" (1978 г.); "Только
одна ночь" (1980); "Еще один билет" (1981); "Отрезки
времени" (1982); "Деньги и сигареты" (1983). Кстати,
с каждой новой пластинкой число композиций, написанных самим Клаптоном,
постоянно растет, хотя многие из них, добротные и выдержанные в законах
жанра, нередко повторяют друг друга.
В 1983 году Эрик Клаптон принимает приглашение участвовать вместе с
экс-гитаристом "Лед Зеппелин" Джимми Пейджем и своим преемником
по "Ярдбердз" гитаристом Джеффом Беком в грандиозном концерте
в королевском Альберт Холле в Лондоне. По мнению прессы, посвятившей
не одну статью этому событию, он продолжает оставаться одним из лучших
рок-гитаристов нашего времени, что подтверждают его очередные работы
- альбомы "За солнцем" (1984 год, в записи принял участие
Фил Коллинз) и ставший золотым "Август" (1986).
Совершив в 1988 году большую гастрольную поездку по США и Канаде с музыкальным
материалом со своего юбилейного диска "Перекрестки" (сборник
лучших вещей, посвященных четверти века на рок-сцене), Клаптон вернулся
на родину и продолжил работу в студии, которую он не прерывает вот уже
много лет.
|
|