Би Би Кинг (настоящее имя - Райли Би Кинг) родился 16 сентября 1925
г. в Итта Бене (штат Миссисипи), и первые воспоминания детства связаны
у него с хлопковыми плантациями. Родители развелись, когда мальчику
было 4 года, и мать забрала его с собой на Миссисипи, где умерла спустя
5 лет. Через какое-то время отец разыскал ребенка. Как и многие музыканты,
Кинг начинал в костеле, подыгрывая хору на гитаре, а в остальное время
гнул спину все на тех же хлопковых полях. В 1943 г. юноша переехал в
Индианолу, другой город, расположенный в самом сердце Дельты. В это
время он постигает кантри и госпел, представленные именами таких исполнителей,
как Ти-Боун Уокер, Лонни Джонсон, Джанго Рейнхардт.
После войны Кинг женился на девушке Марте и зарабатывал на жизнь, играя
по субботам на танцах за 10 долларов. В 1948 г. он переехал в Мемфис
(штат Теннеси). Известный тогда певец и гармошечник Сонни Бой Уильямсон
разрешил ему выступить на радио, а потом принял на постоянную работу,
присвоив псевдоним Билл Стрит Бой, который позже трансформировался в
Билл Бой, а еще позже - в Би Би Кинг.
К 1949 г. музыкант, заключивший контракт с лос-анджелесской студией
RPM, записал уже 9 пластинок, и одна из них - «Трехчасовой блюз» - в
1950 г. 18 недель держала 1-е место в списке лучших ритм-н-блюзовых
песен. В 50-е хиты следовали один за другим - «Ты знаешь, я люблю тебя»
(1952), «Проснувшись этим утром» (1953), «Когда мое сердце стучит, как
молот» (1954). От романтических блюзовых баллад «Десять долгих лет»
(1955) и «Дурное счастье» (1956) Кинг перешел к более атакующей и заостренной
музыке, что тут же было подхвачено легионом внимательно следящих за
творчеством кумира гитаристов.
В 60-е музыкант перешел на крупную пластиночную компанию АВС-Paramount,
где уже записывались такие знаменитости на все времена, как Ллойд Прайс,
Рэй Чарлз и Фэтс Домино. В ноябре 1964 г. Кинг произвел настоящий фурор
своим новаторским концертным альбомом, записанным в прославленном чикагском
театре «Чикаго». Окончательно статус звезды закрепился за певцом в 1969
г., когда он предложил свое прочтение композиции Роя Хопкинса «Волнение
улеглось» - мощный вокал, пронзительная скрипичная трактовка в минорном
ключе заставили даже поп-аудиторию убедиться, что надо прислушаться
к Би Би Кингу повнимательнее.
В 70-е и 80-е он продолжал оставаться одним из самых любимых блюзменов
публики (порой давал по 300 концертов в год), записывал колоссальные
бестселлеры, экспериментировал с модерн-электрик-блюзом и соулом, играл
с фанк-группой Crusaders - в общем, менял курс и делал кульбиты, оставаясь
на блюзовой арене. Известны его дуэты с Эттой Джеймс и Джоном Ли Хукером,
с Коко Тэйлором и Фулсоном. Уже в этом веке по всему миру разошелся
совместный альбом Кинга с Эриком Клэптоном, на котором благодарный ученик
воздал должное своему учителю. Вклад Би Би Кинга в развитие жанра невозможно
переоценить, это он придал «электрическому» блюзу его современный формат,
по характерному звучанию его гитары, как по камертону, сверяют свой
саунд даже самые известные блюзовики.
|
|